Рубрики
Право

Потребителю на заметку: маркировка проду…

Потребителю на заметку: маркировка продукции

В России вводится маркировка для алкогольной продукции. Система маркировки позволит, во-первых, защитить права потребителей, во-вторых, минимизировать риск покупки контрафактной продукции. Подготовка к данной работе начата в 2016 году.

Процесс маркировки основан на цифровой платформе. Значительный объем работы выполняется операторами цифровой маркировки Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Сегодня:

*создана необходимая инфраструктура, позволяющая ритмично расширять номенклатуру маркируемой продукции.

*в системе — 270 тыс. компаний, проект охватывает 12 товарных групп, число эмитированных кодов приближается к 20 млрд;

*в обязательном порядке маркируются изделия из меха, табачная продукция, обувь, лекарства;

*с 1 октября 2020 года маркировка — фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек и др. — обязательна;

*до конца 2020 года вступят в силу требования об обязательной маркировке шин и парфюмерии;

На практике:

Сведения о передвижении товара передаются в цифровую систему «Честный знак». С этой целью на упаковку или этикетку наносятся коды Data Matrix. При помощи специального приложения на мобильном устройстве каждый потребитель сможет просканировать код. После сканирования уникального кода Data Matrix открывается доступ ко всей актуальной информации, включая сведения о производителе, сроке годности продукции. Таким образом, маркировка с нанесением на каждую единицу товара уникального кода Data Matrix позволит прослеживать «жизненный цикл» товара — с момента его производства до продажи в магазине. И соответственно

покупатель вправе принять решение о покупке товара непосредственно в магазине.

Проект Постановления Правительства РФ вынесен на публичное обсуждение. По существу каждый может поучаствовать в обсуждении различными способами. Дело важное и касается каждого, без исключения.

По предварительным планам внедрить единую систему маркировки предполагается во всех отраслях промышленности до 2024 года.

Молочная продукция.

Запланировано, что эксперимент по маркировке молочной продукции завершится 31 декабря 2020 года, а сама процедура маркировки молочной продукции стартует с 20 января 2021 года.

На первом этапе:

*маркировке подвергнутся молоко и сливки с длительным сроком хранения от 28 суток, а также мороженое.

*молоко и сливки со сроком хранения до 28 суток, а также сгущенные молоко и сливки, молочная сыворотка, сливочное масло, сыр и творог, безалкогольные напитки с молочным жиром процесс маркировки ожидает с 1 июля 2021 года.

Исключение сделано для фермеров, занятых в молочном производстве которым предоставят отсрочку сроком на один год.

Разрешено не наносить маркировку:

*на молочную продукцию которую упаковывают непосредственно в рознице (например, молоко из молокоматов в магазинах);

*на молочные товары, которые отправляются на экспорт за пределы ЕАЭС;

*на рекламные образцы продукции, не предназначенным для продажи, и товарам в упаковке менее 30 г.

К сведению: по оценке Россельхознадзора, в 2019 году каждый пятый молочный продукт на прилавке не соответствовал заявленному составу. И это серьезный укор структурам, организующим и контролирующим производство.

По вопросу маркировки у производителей нет однозначного мнения. В Национальном союзе производителей молока высказывают следующие возражения:

*маркировка не решит проблему фальсификата в части использования растительных жиров вместо животных, нарушением масложирового баланса;

*в отрасли работает информсистема «Меркурий», обеспечивающая прослеживаемость товара от поля до прилавка, и новая маркировка будет только дублировать эти функции.

*кампаниям на внедрение нового оборудования потребуется по предварительным прогнозам — около 45 млрд рублей.

Полагаем в этой части предстоит найти оптимальное решение.

Питьевая вода.

1. С 1 апреля 2020 года в стране запущен эксперимент по маркировке упакованной воды, который продлится до 1 марта 2021 года. По прогнозам маркировка станет обязательной в 2021 году.